За 9 месяцев 2023 года в Управление поступило 4373 обращения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2022 года (4501).
Анализ источников поступления письменных обращений показал, что 68% обращений поступило в форме электронных сообщений, из которых 64% обращений граждане направили путем заполнения специальной формы на Едином портале для подачи обращений граждан, ссылка на который размещена на официальном сайте Управления.
По вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения поступило 2148 (49%) обращений, по вопросам нарушений прав потребителей 2225 (51%) обращений.
В обращениях в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наибольшее количество вопросов приходится на нарушения (от числа поступивших в данной области):
- об условиях проживания в жилых помещениях – 825 (38%) (2022 - 37%);
- о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления – 270 (13%) (2022 - 11%);
- о пищевых продуктах, пищевых добавках, продовольственном сырье, а также контактирующих с ними материалах и изделиях и технологиях их производства – 193 (9%) (2022 - 9%);
- об условиях воспитания и обучения – 154 (7%) (2022 - 9%).
Основная часть обращений на нарушения прав потребителей приходится в сферах (от числа поступивших на нарушения прав потребителей):
- розничной торговли – 919 (41%) (2022 –40%);
- жилищно-коммунальных услуг – 331 (15%) (2022 – 16%);
- услуг связи – 202 (9%) (2022 –9%);
- деятельности на финансовом рынке – 152 (7%) (2022 – 9%).
Основные нарушения прав потребителей, установленные при рассмотрении обращений:
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
- отсутствие необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце);
- отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (услуге);
- введение в заблуждение потребителей относительно основных потребительских свойств товара (услуги);
- нарушение сроков рассмотрения претензий, содержащих имущественные требования (ст. ст. 20-22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей);
- отказ в удовлетворении имущественных требований потребителей.
Из числа рассмотренных обращений по 2263 (70%) даны разъяснения, 946 (29%) направлено для рассмотрения и принятия мер в другие органы по подведомственности (2022 – 71% и 27%).
В соответствии со ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ, по 415 (6%) обращениям проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
По 6 обращениям, содержащих сведения о причинении вреда жизни и здоровью граждан, были проведения контрольные (надзорные) мероприятия (внеплановые выездные проверки) согласованные с органами прокуратуры.
Выдано 899 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований технических регламентов, нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 482 (54%), в области защиты прав потребителей – 417 (46%).
По «горячей линии» отработано 3210 звонков, том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 466 (15%), по вопросам защиты прав потребителей – 2294 (71%), через «Общественную приемную» принят 141 человек.