"Горячая" линия Горячая линия: 8 (4212) 27-25-77
старше 16

Об истории формирования национальной системы защиты прав потребителей


24.05.2018

27 лет назад – 22 мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором были впервые сформулированы права потребителей на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей.

Поскольку ныне действующий закон «О защите прав потребителей» (принятый в феврале 1992 года) был основан на тексте одноименного закона СССР, то фактически защита прав потребителей за неполный год стала предметом и одного из последних законов советской эпохи и одного из первых законодательных актов Российской Федерации.

Естественно, за прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» претерпел существенные изменения, однако не утратил своей главной особенности – служить интересам всех российских граждан, ведь по статистике ежемесячно каждый человек на товары и услуги тратит в среднем от 55% до 90% своих доходов, а статус потребителя имеют даже новорожденные дети.

Напомним, что на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года помимо ряда системно значимых поручений, направленных на развитие этой сферы, Президентом России В. Путиным также было отмечено, что «вопросы защиты прав потребителей нужно решать консолидированно, на всех уровнях власти с привлечением структур гражданского общества, деловых объединений».

В России сложилась своя уникальная национальная система защиты прав потребителей.

Федеральный уровень в этой системе представляет Роспотребнадзор, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют важные полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, направленных на обеспечение прав потребителей. Одно из поручений Президента Российской Федерации в этой связи касалось необходимости принятия в каждом Субъекте Российской Федерации соответствующих региональных программ.

Местный уровень защиты прав потребителей наиболее приближён к населению, именно поэтому здесь происходит рассмотрение жалоб потребителей, консультирование граждан по вопросам защиты своих прав, а также их судебная защита.

При выявлении по жалобе потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В Роспотребнадзор каждый год количество таких обращений увеличивается на 20% и в 2017 году от органов местного самоуправления было получено около 50 тыс. сигналов о нарушениях прав потребителей.

Неудивительно, что в последнее время количество обращений граждан в органы местного самоуправления стабильно растёт. В 2016 году граждане, как потребители, 426 тысяч раз обратились к властям на местном уровне. В 2017 году таких обращений было уже более 432 тысяч. Это, с одной стороны, говорит о повышении уровня доверия жителей к местной власти, с другой – требует от неё полноценного участия в обеспечении соблюдения прав потребителей.

По мнению многих специалистов, современное состояние национальный системы защиты прав потребителей в России достигло определенной зрелости и находится в динамичном развитии и поиске адекватных ответов на современные вызовы.

Дальнейшее развитие устоявшейся трехуровневой системы защиты прав потребителей в ближайшие годы будет происходить в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденным 23 марта 2018 года Правительством Российской Федерации. Сам документ стратегического планирования, к разработке которого Роспотребнадзором были привлечены многие министерства и ведомства, а также общественные организации и представители науки, был принят в конце августа 2017 года.


Вернуться в раздел