"Горячая" линия
  

старше 16
Безымянный.gif

Горячая линия по коронавирусной инфекции:
8 (4212) 27-47-67 (в рабочее время)

СТОП КОРОНАВИРУС



О правовых основаниях для обмена или возврата денежных средств за товар надлежащего качества


 
29.06.2020

В Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю довольно часто поступают обращения граждан об отказе продавца удовлетворить законные требования потребителей об обмене товаров надлежащего качества, не подошедших по основаниям, предусмотренным законодательством о защите прав потребителей, либо возврата денежных средств, уплаченных за них.

Так произошло и с жительницей краевой столицы, получившей в подарок от сына аксессуар для смартфона (чехол). Однако фактура и цвет чехла не подошли к гаджету и хабаровчанка решила воспользоваться своим правом, предусмотренным законодательством о защите прав потребителей.

Гражданка обратилась к продавцу с претензией о возврате денежных средств, уплаченных за товар, при этом отметив, что ранее продавцом не было предложено обменять приобретенный товар на аналогичный товар подходящего цвета. Однако продавец проигнорировал заявленное покупателем требование и покупательница была вынуждена обратиться в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

В результате рассмотрения обращения потребителя, Управлением, в качестве меры пресечения нарушения Закона, хозяйствующему субъекту было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В конечном счете, 1199 рублей, уплаченные за не подошедший по цвету товар, были возвращены потребителю.

Справка

Следует обратить внимание, что возникшая ситуация регламентируется положениями ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей», определяющей основания, по которым данное право подлежит реализации. Так, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Либо потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу.

При этом следует помнить, что товар не должен был быть в употреблении, а его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки товара, а также товарный чек или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату указанного товара были сохранены. Однако отсутствие у потребителя товарного чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Законом установлен исчерпывающий перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, к ним относятся:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
  • предметы личной гигиены;     
  • парфюмерно-косметические товары; текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие);    
  • кабельная продукция (провода, шнуры, кабели);    
  • строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;     
  • изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные;   посуда и принадлежности столовые и кухонные;     
  • товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);  
  • ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;
  • автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки;   
  • гражданское оружие;   
  • животные и растения;   
  • книги, брошюры, альбомы и другие непериодические издания.

Таким образом, если товар не относится к вышеуказанному перечню, потребитель в течении 14 дней имеет право обменять товар на аналогичный, если он не подошел по основаниям, установленным ст. 25 Закона РФ.

В случае, если нужный товар отсутствует на день обращения потребителя, то потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Такое требование должно быть удовлетворено продавцом в течение трех дней со дня возврата указанного товара.


Вернуться в раздел