"Горячая" линия Горячая линия: 8 (4212) 27-25-77
старше 16

Внеплановая проверка Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и какие требования к ней предъявляются?


01.06.2018

Организация и проведение внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – Управление), регламентируется нормами статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Исходя из совокупности норм части 1 статьи 10 и части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний Управления, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, кроме того, распоряжение о проведении внеплановой проверки содержит перечень мероприятий по контролю и перечень необходимых документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок Управлением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности к ним относятся:

1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2. мотивированное представление должностного лица на имя руководителя (заместителя руководителя) Управления;

3. выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

4. приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

5. требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

Мотивированное представление должностного лица может быть внесено руководителю (заместителю руководителя) Управления в случае если по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации усматривается:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- нарушение прав потребителей при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены;

- нарушение требований к маркировке товаров.

Важно обратить внимание, что анонимные (не позволяющие установить лицо) обращения, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеперечисленных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут также могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ.

Часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры если основаниями их проведения служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное в случаях возникновение угрозы возникновения либо непосредственное причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушения требований к маркировке, а также выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

Ограничение в предмете внеплановой проверки вводится частью 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, которое предусматривает, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Управлением предписания.

Необходимо отметить, что о проведении внеплановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако и из этого правила, законодателем вводятся исключения:

1. Не требуется уведомление о начале проведения внеплановой проверки, если её основанием служит мотивированное представление должностного лица Управления, внесенное по вышеуказанным основаниям;

2. В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не требуется уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания о начале проведения внеплановой выездной проверки при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» введен новый вид мероприятия по контролю – контрольная закупка. Основные положения её проведения регламентированы статьей 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Данный вид мероприятий по контролю отнесен к полномочиям Управления Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время ожидается принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок её проведения, а также учета информации о ней в едином реестре проверок.


Вернуться в раздел